Предшественник Мейвезер-МакГрегор — знаменитый поединок Мохаммеда али и борца Антонио Иноки
26 августа прошел долгожданный боксерский поединок, который находился в разработке целый год. В нем столкнулись бывший чемпион-боксер в пяти дивизионах Флойд Мейвезер и чемпион в легком весе UFC Конор МакГрегор. Один из величайших боксеров всех времен против одного из лидеров современного ММА. При всем хайпе, на кону не стоял пояс, речь шла не об этом. Поединок прошел не только между двумя самовлюбленными бойцами, но и между двумя огромными фан-базами: традиционалистами, которые смотрят на факты, и растущим легионом поклонников смешанных единоборств. Чтобы найти событие, подобное данному, необходимо отправиться на 41 год назад. Тогда, 26 июня 1976 года чемпион-тяжеловес Мохаммед Али сразился с японским рестлером Антонио Иноки в показательном поединке.
Али находился на пике своей популярности летом 1976 года. Он вернул себе чемпионский титул, сразив более молодого и мощного Джорджа Формана в Заире двумя годами ранее. В 1975 году, возможно, прошел его последний “хороший” бой, в котором он победил Джо Фрейзера на ивенте “The Thrilla in Manila”.
Задолго до появления социальных сетей и Youtube, Али был мировым брендом. Он и его менеджер Герберт Мохаммед искали способ подзаработать на всемирной известности боксера. Чемп уже положил в карман ТВ, Голливуд, субботний мультсериал, музыкальный альбом, океан статей в бесчисленных журналах и газетах, появления на различных ток-шоу, рекламы, и даже игрушки в форме Али.
Постоянная необходимость Али в деньгах требовала разнообразного подхода к использованию его популярности. В 1976 году Али потратил немало на развод со своей второй женой Халилой, в то время как жил с Вероникой Порше, на ком он женился в следующем году. Чемп к тому же поддерживал своих родителей, а также еще 50 людей, более известных как “Цирк Али”.
Пытаясь найти быстрый способ подзаработать, Али согласился сразиться в ринге с японским борцом Иноки в Токио 26 июня. За 6 миллионов долларов. Показательный бой проходил в рамках Martial Arts World Championship, предшественника сегодняшнему Ultimate Fighting Championships.
Идея подобного поединка появилась сразу же после того, как Али победил Формена в 1974 году. Чемп встретился с азиатскими бизнесменами во главе с борцовским промоутером Итиро Хатта. На той встрече Али якобы пообещал заплатить миллион долларов азиатскому бойцу, который его победит. Правда это или нет, но после той беседы, Хатта сразу же начал работать над организацией поединка. Весной 1976 было решено привезти Али в Японию.
Боксерский промоутер из Top Rank, Боб Арум, и импресарио рестлинга, Винс МакМахон Старший, заключили сделку. Оппонент Али, 240-фунтовый рестлер Иноки был знаменит в Японии и имел рекорд 6-3. Али, в свойственной ему манере, тут же прозвал японца “Пеликаном” за характерный подбородок борца.
2 июня 1976 года после анонсирования боя с Иноки, Али сразился в борцовском матче с легендарным 400-фунтовым Гориллой Монсуном (Роберт Джеймс Морелла), который поднял чемпиона в воздух и сделал вид, что кинул его головой вниз на канвас. Неделю спустя в Чикаго, Али подрался с рестлерами Бадди Вулфом и Кенни Джеем в качестве подготовки к Иноки.
Тодд Бойд, профессор в области изучения кино и медиа из Университета Южной Калифорнии, рассказал, что видит много сходств между поединком Мейвезер-МакГрегор и спектаклем, которым был Али-Иноки.
“Цинично ли это? Да, — говорит Бойд. — Мы живем в такое время, когда даже выборы превращаются в реалити-шоу. Подобные шоу и ТВ про звезд определяют Америку. Люди хотят спектакля, где угодно и как можно больше. Мейвезер-МакГрегор обладает нужными компонентами: хайп, быки, шоу”.
Бойд говорит, что, как и Али-Иноки, Мейвезер-МакГрегор подарил фанатам ощущение серьезного противостояния, без каких-либо на это причин.
“Флойд всегда был крайне выборочен, — добавляет Бойд. — Он всегда выбирал только тех, кто не сможет доставить ему проблем. Бокс умирает, а ММА и UFC, наоборот, поднимаются все выше и выше. Остается только показать спектакль. Здесь не идет речь о поединке, люди хотят от их встречи настоящего шоу”.
Также, Бойд подметил, что промоушен поединка Мейвезер-МакГрегор во время пресс-тура сильно обогнал Али-Иноки, и немного напомнил историю с Джеком Джонсоном и “Большой Белой Надеждой”.
“Поставьте черного парня в ринге против белого, и это сразу вызовет ассоциации с Джеком Джонсоном и Джимом Джеффрисом, — уверен Бойд. — Но будем ли мы помнить Мейвезер-МакГрегор через 100 лет? Сомневаюсь. Наверное, все забудут об их поединке уже через полгода”.
Бой Али-Иноки наблюдали 130 стран. В Нью-Йорке для просмотра трансляции на Shea Stadium собрались тридцать тысяч фанатов.
Боксерский ринг был установлен посреди бейсбольного поля для предварительного боя между Чаком Вепнером и легендой рестлинга, Андре Гигантом, который весил не меньше 300 фунтов при росте в 7 футов. Тот “поединок” закончился, когда рестлер, разозленный ударами Вепнера, поднял 230-фунтового боксера, раскрутил его и выбросил за ринг. Хотя он и проиграл, Вепнер вернулся на ринг и продолжил охоту за Андре.
(Сильвестр Сталлоне вставил подобную сцену в “Рокки 3” с Халком Хоганом вместо Андре)
Заполненная знаменитая токийская арена Nippon Budokan с нетерпением ожидала главное событие вечера. Сторона Али думала, что Иноки примет участие в прописанном заранее бое. Однако за несколько дней до поединка, Али посетил одну из публичных тренировок Иноки и увидел, как японец демонстрирует дроп-кики и боди-слэмы. GETTY К этому моменту уже нельзя было отрицать, что атлетически 34-летний чемпион уже давно двигался вниз. После его третьего поединка с Фрейзером, на котором по его словам он чуть не умер, Али уже не был прежним. К маю 1976 года он уже защитил титул три раза, но для всех было очевидно, что чемпион теряет хватку. Более того, находясь в ужасной форме, Али чуть ли не потерял титул во время своей второй защиты в бою с малоизвестным Джимми Янгом. Многие считают тот поединок худшим выступлением в карьере легендарного боксера.
Али спросил у Иноки через переводчика, когда они начнут репетировать их поединок.
Иноки ответил: “Никаких репетиций не будет”.
Шокированный Али быстро покинул ивент, осознав, что в реальном бое с Иноки он может сильно пострадать, поставив под угрозу его 6-миллионный бой с Кеном Нортоном, запланированный на три месяца позже.
Стороны начали вести переговоры. Было решено, что Иноки нельзя будет выполнять броски и захваты, а ногами он сможет бить только при условии, что одно колено касается канваса. Как и предполагалось, результат оказался катастрофой. За исключением первых 14 секунд, на протяжении которых Иноки бегал по рингу, пытаясь ударить Али ногой в прыжке, рестлер провел остаток матча лежа на канвасе и нанося лег-кики. Али же дразнил Иноки и призывал встать и “драться, как мужчина”.
Али выбросил не больше шести ударов, попав лишь двумя джебами. Зрители негодовали. Иноки нанес около 60 лег-киков, не оставив от его ног живого места. Бой продлился все 15 раундов и закончился ничьей. Взбешенные зрители, в том числе те, кто потратил на билет 1000$, закидали ринг мусором и потребовали деньги назад.
“Бой Али против Иноки был подставой, настоящим шоу фриков, — рассказал Джерри Айзенберг, спортивный обозреватель из газеты The Star-Ledger, который освещал карьеру Али. — Меня там не было. Я бы не пошел смотреть на тот бой, даже если бы он проходил через дорогу”.
Оказалось, что заработать те самые “легкие” деньги Али будет не так уж просто. Иноки просто уничтожил ноги боксера, что тот даже упал в обморок от боли после поединка. Что еще хуже, Али не слушал свой кэмп и сразу отправился на три дня в Корею для проведения показательных боев.
“Нога Али была вся в крови, — рассказал Джин Килрой, бывший менеджер Али, который наблюдал бой в первом ряду. — Когда мы вернулись в отель, я положил его ногу в лед. По прибытию в Лос-Анджелес, я позвонил другу, который забрал Али, как только самолет приземлился. Мы сразу отправились в UCLA Medical Center, где доктор нашел у него тромбы. Он сказал, что если бы мы не положили его ногу в лед, то он, возможно, уже умер”.
Али провел в больнице две недели. Инфекция от рассечения колена была настолько серьезной, что врачи даже подумывали об ампутации.
Тем не менее, Али сумел оправиться от всех травм, вызванных боем с Иноки, и уже в следующем сентябре встретился с Нортоном. Чемпион выступил против опаснейшего оппонента, но при этом не был уверен, способен ли он передвигаться как обычно. С трудом, но Али все же смог вырвать из зубов упрямого Нортона не популярную среди фанатов победу единогласным решением.
“Это было совсем не обязательно. Слово “глупо” приходит на ум, — сказал автор Марк Крэм. — Али подверг себя ненужной опасности. Но, как я понимаю, подобные ситуации были необходимы, если он хотел продлить свою карьеру”.
После боя с Иноки, Али держался подальше от борцов, но тем самым не смог отсрочить закат своей карьеры, который пришел вместе с поединками против Ларри Холмса и Тревора Бербика.
У Иноки дела шли лучше, но только если говорить о его здоровье. Бой с Али не превратил его в национального героя и не вызвал особого интереса в Токио, загнав Иноки в долги.
Несмотря на это, бывшие соперники странным образом остались хорошими друзьями. Иноки был гостем на свадьбе Али и Порше в 1977. Али даже разрешил Иноки выходить на бои под свою фирменную песню “The Greatest Love of All”.
Но что еще важнее, особенно если говорить о Мейвезер-МакГрегор, это то, что двое учеников Иноки, Масакацу Фунаки и Минору Судзуки, основали Pancrase, ММА промоушен. Четыре года спустя Pancrase вдохновил создание Pride Fighting Championship, компании, которую через десять лет купила… UFC.
Статью подготовил Королев Андрей.
Спортсмены в этой новости:
Конор Макгрегор
Мохаммед Али
Флойд Мейвезер Младший