Почему Жорж Сен-Пьер лучший боец всех времен?
Само собой, Жорж Сен-Пьер известен, как спортсмен в отличной форме, быстрый и подвижной, а также достаточно крепкий, чтобы сломить своего оппонента. Но, несмотря на то, что GSP все время оттачивал свои навыки в зале, а затем использовал их в октагоне, его фокус всегда оставался на долгосрочных целях.
«Моя цель быть самым эффективным и сообразительным бойцом, — написал Сен-Пьер в своей книге 2013 года, который недавно объявил о том, что уходит из спорта. — Я стараюсь оставаться гибким, открытым и готовым к любому развитию событий».
Именно такой подход позволил ему набрать рекорд 26-2 и стать чемпионом UFC в двух дивизионах, что делает Сен-Пьера лучшим представителем ММА в истории.
Почему не Джон Джонс? Андерсон Сильва? Федор Емельяненко? Каждый из этих легендарных спортсменов может похвастаться уникальным портфолио. Однако у каждого из них есть и огрехи, которых нет у GSP.
Хотя Джонс и Сильва доминировали в своих дивизионах, каждый из них провалил несколько тестов на допинг. Этот факт влияет на их наследие. Что касается Емельяненко, то он побеждал всех в течение десятилетия, но делал это вне UFC. Фанаты будут чтить его выступления в Pride, но с тех пор, как японский промоушен закрылся, Федор едва ли добился успеха в крупных лигах. Это имеет значение.
Сен-Пьер же провел семь лет в топе полусреднего веса планеты. Он ушел в сторону в 2013 чемпионом, а четыре года спустя вернулся, чтобы забрать себе пояс в среднем весе. Все это он провернул без единого провального теста на допинг.
В пользу Сен-Пьера, само собой, говорит его статистика. Он выиграл 13 последних боев, выиграл 13 титульных схваток, что является рекордом UFC. GSP проиграл лишь два раза: Мэтту Хьюзу в 2004 и Мэтту Серре в 2007. Оба поражения он закрыл досрочными победами нокаутом.
Несмотря на то, что 37-летний Сен-Пьер не может похвастаться борцовским прошлым, он держит рекорд по количеству проведенных тейкдаунов в UFC (90). Его черный пояс по карате и боксерские тренировки позволили ему стать единственным полусредневесом в истории промоушена, который нанес больше тысячи ударов (1254). Он наносил 2.39 удара на каждый принятый удар, что является лучшей статистикой среди всех бойцов 170 фунтов.
Однако Сен-Пьера, как атлета определяла не статистика и уровень его навыков. Главную роль играло то, с каким умом он подходил к применению своих умений и различных техник. Эта способность появилась у него не сразу, а после самого крупного апсета в истории чемпионских поединков UFC.
Спустя пять месяцев после того, как Сен-Пьер сразил Мэтта Хьюза хед-киком во время второй попытки стать чемпионом 170 фунтов, он должен был защищать титул в первый раз. Противником стал победитель The Ultimate Fighter Мэтт Серра, которого считали андердогом 11-1. Вечер прошел, не так, как ожидалось. GSP был нокаутирован в первом раунде.
«Когда он попал по мне сильным ударом, мне следовало отступить и перегруппироваться, но я не сделал этого, — написал GSP в книге «The Way of the Fight». — Я не мог поверить тому, что происходило. Моему эго не понравилось такое развитие событий. Я думал: «Неужели этот мелкий парень потряс меня. Мне нужно все исправить ПРЯМО СЕЙЧАС!». Так что гордыня привела меня к поражению».
С того момента Сен-Пьеру пришлось проглотить свою гордость и сменить тактику. Он отказался от образа рискованного бойца, который не против испытать на себе сильнейшие стороны оппонентов. По мнению GSP, подобный риск был не оправдан. Он никогда не махал перед противником подбородком, зазывая в обмен ударами. Вместо этого он старался поставить себя в положение, где он мог не терять преимущества.
Когда он защищал пояс в бою с Джейком Шилдсом в 2011 перед рекордной толпой в 55724 человека в Торонто, Сен-Пьер решил не соревноваться в грэпплинге с оппонентом. Он оборвал 15-победную серию Шилдса, избив его в стойке. На следующий год он вышел против Карлоса Кондита, опсаного ударника с хорошей защитой от тейкдаунов, и победил его единогласным решением. Среду других бойцов, которые планировали одолеть Сен-Пьера в стойке, а вместо этого были многократно переведены на канвас: Ник Диаз (пропустил девять тейкдаунов), Тиаго Алвес (десять тейкдаунов) и Дэн Харди (11 тейкдаунов).
GSP никогда не был заинтересован в том, чтобы из принципа побеждать оппонента на его территории. В октагоне Жорж всегда навязывал свой геймплан.
Вне клетки, тем не менее, Сен-Пьер не всегда шел самым легким для него путем. Он точно не прослыл представителем UFC, когда заявил в 2014, что частично его уход был связан с отсутствием поддержки от промоушена в беседе об обязательном тестировании бойцов на запрещенные вещества.
«Это не давало мне покоя», — рассказал боец.
Два года спустя GSP пытался организовать объединение профессиональных бойцов.
«UFC без бойцов просто три буквы алфавита, — заявил он на новостной конференции для Mixed Martial Arts Athletes Association. — Настало время, чтобы нас услышали».
То, что он выступал в защиту коллег и самого спорта, немного отдалило Сен-Пьера от других звезд ММА, но это никак не влияет на определение его места среди лучших бойцов всех времен. Не влияет и то, что он никогда не занимался треш-током. Исключение составляет момент, когда после победы над Мэттом Хьюзом он заявил: «Ты не впечатлил меня своим выступлением». (Позже он выразил разочарование по поводу сказанного). Зачем упоминать все это? Потому что все эти вещи показывают характер GSP. Все это часть общего целого.
Последний бой Жоржа Сен-Пьера прошел в ноябре 2017, когда он вернулся в октагон, чтобы забрать пояс в среднем весе у Майкла Биспинга, победив его удушающим приемом. Месяц спустя к огорчению президента UFC Даны Уайта он освободил титул. Возможно, тем самым он оборвал последнюю возможность получить единственный интересующий его поединок с Хабибом Нурмагомедовым. Было бы здорово увидеть данный бой, но сейчас это уже не важно. Наследие GSP в ММА и без него сияет ярче, чем любое другое. И уход Сен-Пьера из спорта олицетворяет его участие в нем: Он всегда действует на своих условиях.