Какого быть рефери в UFC: высокие ставки, пристальное внимание и минимальное признание
26 сентября 2015 австралийский рефери ММА, Грег Клендженс, готовился к самому важному бою в его карьере. Гегард Мусаси против Юрайи Холла на UFC Fight Night Japan.
«Это был ко-мейн ивент, которого все ждали» — вспоминает Клендженс.
Те, кто поставил 100$ на Мусаси в случае его победы могли получить сверху лишь 15$, в то время как та же ставка на Холла могла принести уже 300$.
Хотя Холл и был в этом бою андердогом, у него в запасе имелся обширным ударный арсенал. Сразу после сигнала он выбросил фронт-кик. Как и ожидалось, Мусаси был достаточно подготовлен, чтобы не попасться на него. Секунды спустя Холл уже лежал на боку, а Мусаси обрушивал на него шквал ударов руками и локтями.
Казалось, вмешательство Клендженса было делом времени. В то же время сам Клендженс чувствовал, что держит ситуацию под контролем.
Сигнал об окончании раунда спас Холла. Он выжил в первом раунде и оклемался в перерыве. Бой продолжился в стойке.
На первых секундах второго раунда Холл умудрился потрясти Мусаси ударом ногой с разворота. Затем Холл очень точно выбросил колено, попав Мусаси по голове, после чего Клендженс немного запаниковал.
Он тут же приблизился к бойцам и начал кружить вокруг них в попытках понять, стоит ли ему остановить поединок или нет.
«Похоже, рефери задел одного из бойцов» — сказал один из комментаторов UFC, освещавших тот бой.
Холл забрасывал противника ударами, а Клендженс кричал Мусаси: «Отбивайся! Отбивайся! Отбивайся!». Но Мусаси мог лишь прикрыть лицо руками, чтобы смягчить атаку Холла. Клендженс оттолкнул Холла и начал махать руками, сигнализируя об окончании боя.
«Это был неожиданный поворот событий» — вспоминал Клендженс. После доминирования в первом раунде Мусаси неожиданно стал жертвой, и Клендженс должен был действовать быстро.
«Двигался я ужасно, бегал из стороны в сторону. По ТВ это точно выглядело не очень впечатляюще.»
После боя комиссия вызвала Клендженса и обсудила с рефери его выступление.
«На самом деле я остановил поединок в идеальный момент» — говорит Клендженс. Мусаси перестал защищаться, и рефери пришлось вмешаться.
Клейньянс выполнил свою работу и защитил бойца от ненужных повреждений. Однако это не остановило волну критики, которая нахлынула его после ивента. Это еще раз демонстрирует давление, под которым работают рефери в UFC, крупнейшем ММА промоушене мира.
Бой в UFC значит слишком много для слишком многих людей. Так что действия, рефери, от которого часто зависит исход поединка, рассматриваются под микроскопом.
Бойцы стремятся победить, так что когда они не согласны с рефери, они иногда не сдерживают себя.
«Как меня только не называли после того, как я останавливал бои» — рассказывает Клендженс.
Однажды он остановил бой за одну секунду до окончания раунда. Зрители негодовали, как и проигравший боец. Три недели спустя на другом ивенте UFC, Клендженс оказался один на один в лифте с тем самым бойцом.
«Там были только мы вдвоем. Как только дверь закрылась, он сказал мне, что уже давно хотел поговорить» — вспоминает Клендженс.
Даже если комментатору кажется, что рефери допустил ошибку, у них нет полномочий транслировать их критику по всему земному шару.
«Критики, как правило, это те ребята, которые смотрят бой под четырьмя разными углами в замедленном режиме, когда все видно очень четко. У нас же есть одна секунда реального времени, чтобы оценить ситуацию».
Также, однажды ведущий обратился к Клендженсу в октагоне после боя по поводу его действий.
«Он не имел права задавать мне вопросы, я здесь не причем. Он мог обсудить все это с коллегами» — говорит Клендженс.
Во время боя даже представители медиа могут отвлечь рефери.
«Операторы могут попросить отойти в сторону. Я не слушаю их и думаю только о бойцах. Я вообще не обращаю внимания ни на что другое. Я сделал все, что в моих силах, чтобы быть профессионалом».
Еще 12 лет назад Клендженс работал тренером ММА и не планировал становиться рефери. Это было до тех пор, пока он не побывал угловым для своего бойца во время одного из боев в маленькой австралийской организации. Тогда он посмотрел все бои ивента и посчитал, что рефери проделал ужасную работу.
«Я могу быть одним из тех ребят, которые сидят и обвиняют рефери, или я могу самостоятельно попробовать изменить ситуацию».
Несколько недель спустя, Клендженс отправился в Сингапур для проведения семинара. Херб Дин, который считается одним из лучших рефери в UFC, также находился в Сингапуре и работал на турнире King of the Cage.
Мне удалось поболтать с ним, и Херб сказал мне: «Мне нужна твоя помощь, ты понимаешь, что к чему» — вспомнил Клендженс. Хербу нужен был ассистент, и Клендженс тут же согласился помочь.
В его глазах работа Херба сильно отличалась от работы того австралийского рефери. Особенно его впечатлило самообладание Дина в клетке.
«Он спокоен и расслаблен, и остается таким, даже если намечается развязка поединка» — говорит Клендженс.
Восхищение было взаимным. Херб был впечатлен знаниями ММА, которые продемонстрировал Клендженс. Херб пригласил будущего рефери опробовать его новый курс по обучению рефери. Клендженс принял приглашение, понимая, что это отличный шанс повлиять на уровень общий уровень компетентности судейства ММА.
Также Херб объяснил Клендженсу, что он делает, чтобы оставаться спокойным во время боев.
«Херб говорит себе перед каждым поединком, что «он уже сталкивался с любой возможной ситуацией в клетке».
Само собой, это не может быть правдой, потому что в ММА может случиться что угодно, но Херб все равно говорит это себе перед каждым боем, чтобы не волноваться.
Клендженс вышел на новый уровень понимания правил ММА после тренировок у Херба. Он хорошо осознавал всю важность этой работы.
«Если мы все сделаем правильно, мы сможем защитить бойцов от лишних травм».
Клендженс мог довольно легко представить себя на месте бойцов благодаря его собственной истории в смешанных единоборствах. Он тренировал Вин-чунь, крав-мага, джиу-джитсу, муай-тай и бокс.
«У меня нет выдающихся достижений в каком-либо из единоборств, но, тем не менее, я до сих пор занимаюсь каждый день. Я понимаю, что происходи во время поединка, а это очень важно в нашем деле».
Клендженс знает, какого это, когда тебя бьют по лицу и атакуют тебя лег-киками. Его ловили на удушающий прием. Он знает, что чувствуют бойцы и знает, когда им грозит опасность.
После окончания курса Клендженс вышел на новый уровень. Во многих штатах рефери не обязаны проходить аккредитацию, вроде той, что устроил Херб. Эти рефери могут даже вести бой в UFC, если комиссия даст на это зеленый свет.
В настоящее время Клендженс не только работает на UFC вместе с Хербом, но и является партнером Дина в его школе, расположенной в Лос-Анджелесе.
Он обнаружил, что многие ученики просто наивные фанаты, которые любят UFC, но не могу драться, и просто ищут способ попасть на ТВ.
«Они быстро узнают, что на самом деле это тяжелая работа. В нашем курсе до конца доходят только 20% учеников».
Но иногда квалификации Клендженса не достаточно. Худшим проколом в его карьере стал инцидент, когда он остановил бой, но не сумел вовремя остановить бойца, который наступил на противника, беспомощно лежащего на канвасе.
«Я до сих пор не могу себе это простить, — говорит Клендженс. С тех пор он пересмотрел тот роковой поединок уже сотню раз. — Если мы не будем критиковать свою работу, мы не сможем расти».
«Если я ошибусь, я первый признаюсь в этом. Я вел много боев и мне кажется, большую часть я провел как надо. Но не всегда удача на твоей стороне. Это ММА, здесь может случиться все, что угодно».
И за все время работы, Клендженса замечали тогда, когда он ошибается.
«Быть рефери — довольно неблагодарное дело» — признался Клендженс.
Статью подготовил: Королев Андрей.